Spider Board для восстановления данных с карт памяти (монолиты)
01.04.2017
Восстановление информации флешки Transcend AU
04.06.2015
Показать все

Восстановление информации с флешки SM3257Q AA

У многих клиентов возникает вопрос, как происходит процесс восстановления информации с flash-карты при неисправном контроллере или nand-микросхемы памяти? Почему это занимает столько времени. Возможности сидеть с клиентом и отвечать на вопросы у меня нет, поэтому опишу процесс восстановления в картинках, на ходу.

В данном примере usb-флешка 16gb с контроллером SM3257Q AA. Микросхема памяти типа BGA (контактная площадка под микросхемой). Данный контроллер производит фирма SILICON MOTION (SM) и он есть в списке поддерживаемых контроллеров

И так процесс можно разбить на 4 этапа:

  • Выпаивание микросхемы памяти.
  • Считывание микросхемы памяти.
  • Устранение преобразований контроллера.
  • Работа с полученных образом.

Выпаивание микросхемы памяти.

Н а этом этапе мы выпаиваем nand-микросхему памяти. Температура не губительная для выпайки микросхемы памяти – не превышающая 350 градусов.

После достижения этой температуры микросхема без усилия снимается. Тут стоит отметить, что микросхема памяти может быть залита клеем, и тогда ее придется предварительно подготовить, перед демонтажом. Затем производим зачистку контактов микросхемы и помещаем её в ридер.

Считывание микросхемы памяти.

В данном пример мы имеем дело с микросхемой памяти BGA-типа (контакты микросхемы находятся под ней).
После подачи питания комплекс определяет распиновку, маркировку (ID) и объём (количество частей) микросхемы (опять же если он существует в базе), если есть несколько вариантов, то предоставляет возможность определить специалисту вручную.
Д алее производим вычитку микросхемы, на этом этапе, также производится анализ чтения микросхемы. Некоторые микросхемы требуют дополнительной подготовки, в виде изменения температуры микросхемы и подаваемого напряжения. Все это может во много раз увеличить время работы.
После удачно считывания микросхемы можно приступать к следующему этапу.

Устранение преобразований контроллера.

Н а данном этапе устраняются преобразования, созданные контроллером флешки в процессе работы (просто вычитав информацию с микросхемы, данные в том же виде, как они были до возникшей неисправности, мы не увидим). Преобразования необходимы для увеличения срока жизни микросхем памяти, их скорости и уменьшения количества ошибок при операциях над ячейками. Алгоритмы устранения преобразований большинства видов контроллеров уже есть, благодаря работе специалистов компаний ACELab и Soft-center, но все еще остаётся достаточно большой процент примеров, которые делаются в полуавтоматическом режиме, по причине изменения алгоритмов работы контроллеров, повреждения ячеек микросхемы памяти и т.д.
В ернёмся к нашей флешке, вначале производим коррекцию ECC - битовых ошибок, далее устраняются XOR преобразования (данное преобразование позволило увеличить срок службы микросхемы памяти и уменьшить число ошибок) и подбираем параметры страницы (отделяем служебную информацию от пользовательской). Теперь если мы попробуем просканировать получившийся результат, то сможем обнаружить заголовки файлов (большинство файлов все еще не корректны).

Д алее продолжаем устранять преобразования согласно алгоритму, проверяя каждый раз результаты методом чернового сканирования. В конечном счете у нас должно будет получиться то, что на картинке. В заключение этого этапа собирается транслятор и если все шаги были правильно подобраны, то мы получаем структуру данных, как и до повреждения флеш карты. Данных этап самый длительный по времени, ну если вы на втором не запнулись)

Работа с полученных образом.

Теперь, когда образ собран мы можем приступить к работе с файловой структурой, которая по виду напоминает нам, то что мы видели до поломки. Если все преобразования и ошибки устранены, то на этом восстановление данной флешки закончено.
Картина, которую мы наблюдаем, не всегда такова, иногда собрать образ к такому же виду не удается, но и в таких случаях, есть возможность найти файлы по сигнатурам. (картинка справа)

Восстановление информации с флеш карт напоминает игру В. Руденко «Матрешка»